Музыка оперы. «Снегурочка» поражает удивительно чутким,
любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества,
чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой
свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними
тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою,
поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере А. П. Бородин.
Оркестровое вступление к прологу — красочный
музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая,
угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре
«Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса
птиц. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и
грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами
флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала»
ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя.
Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов
народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать,
привечать» — народного происхождения.
Первый акт открывается протяжной песней Леля
«Земляничка-ягодка» и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта
Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. Рассказ
Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство.
Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов.
Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами,
значительное место занимают сцены-диалоги. Неторопливая величаво-спокойная песня
гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы.
В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь
Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Торжественно, эпически
величаво звучит гимн берендеев «Привет тебе, премудрый». В каватине Берендея
«Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровождения спокойно
струится мечтательная, поэтичная мелодия.
Третий акт начинается большой массовой сценой.
Девушки и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль
лихо отплясывает под разудалый напев «Купался бобер» (обе темы народные).
«Пляска скоморохов» — виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими
оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Третья песня Леля «Туча со
громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне
возникает широкая, привольная мелодия. Вдохновенно звучит лирическое ариозо
Мизгиря «На теплом синем море».
Четвертый акт передает нарастание лирических
чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна
моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь
звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я»
(из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой
оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется
величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и
сила, бог Ярило».
Комментариев нет:
Отправить комментарий