вторник, 2 апреля 2019 г.

Год Театра в России

Материалы к уроку. 
опера  "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова 


1 задание прочитать либретто оперы 



2 задание познакомится с создателями оперы 
композитор Н.А.Римский -Корсаков

Немного о композиторе


Родился в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). В воспоминаниях о матери композитор отмечал: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и в юности усвоила всё, что полагалось на долю барышни в богатой семье Александровского времени». 
„Снегурочка“ — это моё лучшее произведение».
Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-Солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце, приводя к гибели.
Значительно позднее, в 1905 году, композитор задумал написать исследование, посвященное подробному тематическому анализу оперы. Однако этот замысел не был осуществлен до конца, Римский-Корсаков написал только первый раздел, посвященный анализу важнейших лейтмотивов и повторяющихся тем. Тем не менее, эта работа, опубликованная в виде статьи, представляет огромный интерес с точки зрения авторского понимания оперы.

писатель-драматург А.Н.Островский 
Александр Николаевич Островский, рождённый в 1823 году, прославился как драматург. Он жил в богатой семье, поэтому был образован и знал много языков.С 12-летнего возраста он посвятил себя 1-й Московской гимназии. После в Московском университете получил юридическое образование. В последние годы обучения в университете, Александр начал интересоваться театром и драматургией. Ему хотелось оставить юридическое дело и полностью посвятить себя литературе, но отец настоятельно приказал служить в Московской суде. Именно эта служба принесла в жизнь драматурга множество материалов для его произведений.Островскому удалось создать театр из своих произведений, который включал 47 пьес. Несмотря на надзор правительства, он плодотворно трудится, и пишет по 1-2 пьесы в год. Писал он в комедийном жанре.Во многих произведениях он описывает жизнь обычного российского человека. Но многие не одобряли его работы, поскольку писал он о счастливых и жизнерадостных людях, в то время как российская жизнь была не очень то легка и жизнерадостна. Сам Островский говорил о своих работах, что ему очень тяжело даётся выдумка сюжета. Вранье было неприемлемо для него, поэтому написание выдуманных историй становилось настоящим испытанием. Он мечтал о создании театральной школы, в которой бы учил людей, драматургов настоящему театральному искусству. К сожалению, его мечта так и осталась мечтой из-за большого противостояния и собственного разочарования в своих силах. Тем не менее в 1866 году ему удалось открыть Артистический кружок. Много воспитанников этого кружка со временем стали известными актерами. Именно благодаря Островскому, жизнь и работа театральных актеров изменилась в лучшую сторону. Благодаря своим стараниям и труду, Островского в 1885 году назначили заведующим театрального училища. Из-за изнурительной работы, здоровье драматурга резко ухудшилось и уже через год его не стало.
Пьеса «Снегурочка», которой А. Н. Островский дал авторское определение «весенняя сказка», относится к числу особенно любимых автором произведений. Большую роль в замысле пьесы играет музыка. Островский в тексте пьесы даже указал использование нескольких фольклорных песен. Для первой постановки (в Москве) музыку написал П. И. Чайковский, но она не получила большой известности.
Римский-Корсаков познакомился со «Снегурочкой» сразу после её публикации. О том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в «Летописи моей музыкальной жизни».  В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.
Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу.
Весной 1880 года Римский-Корсаков побывал в Москве у Островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. Сразу после возвращения в Петербург, началась подготовительная работа. Все лето, проведенное в имении Стелёво, он посвятил сочинению этой оперы. Окружающая природа оказалась созвучна его собственным мыслям и вдохновляла его на творчество:
         Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка - Ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ.
Осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881 года.
 Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил её значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Особое внимание при сочинении оперы композитор уделял вокальному стилю — удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива. Кроме того, Римский-Корсаков считал, что оркестровка этой оперы также явилась для него «шагом вперед во многих отношениях». Позднее он сказал: «Я вынес убеждение, что 
художник В.М.Васнецов 
Русский костюм в эскизах художника В.М.Васнецова к опере «Снегурочка»
"Не было для меня лучшего царства,
 как царство берендеев, не было лучшего
 миросозерцания и религии, как поклонение
 Яриле-Солнцу"
(Римский-Корсаков).

В 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов были исполнены художником Виктором Васнецовым (3 (15) мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР).
В этих рисунках художник, родившийся в семье священника в русском селе Вятской губернии, гармонично соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и знакомое ему народное творчество.
В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым яркие цветовые решения орнаментов создавали весьма выразительные характеристики персонажей сказки.
Дед Мороз, Весна, Снегурочка, Купава, Малуша, Радушка, Малыш, Брусило, Курилка, Лель, Мизгирь, (какие звучные имена!) царь Берендей и другие берендеи и берендейки - жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся к истокам создания оперы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего русского народа.
Несомненно, что создатели оперы, в их числе и драматург, автор сказки «Снегурочка», Александр Островский, восторженно принявший оперу,  предки которого - люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского.
Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища. Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке:
"Веселы грады в стране берендеев
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава…"
Ниже записи писателя от впечатлений после Переяславля:
"Типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом... красавицы в русском тоже вкусе, красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам"...
"С Переяславля начинается Меря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку".
Исторически меря – племя, жившее до 9-го,10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей.  С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточилось среди русских и слилось с ними.
Итак, знакомимся с эскизами костюмов Виктора Васнецова к персонажам сказки "Снегурочка":
Берендейки
Бобыль и Бобылиха 


Мороз
Весна 



Снегурочка 

 Снегурочка и Лель
 Купава
 Мизгирь



          
















Комментариев нет:

Отправить комментарий